Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №238 

с углубленным изучением английского языка 

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Исторические науки


Бойко Татьяна Николаевна
Бойко Татьяна Николаевна,

учитель истории, обществознания и истории Санкт-Петербурга высшей квалификационной категории, победитель национального проекта "Образование" - "Лучший учитель России" в 2006 и в 2014 гг.; образование - высшее профессиональное; педагогический стаж - 43 г.

 


Долматова Марина Борисовна
Долматова Марина Борисовна, учитель мировой художественной культуры и истории Санкт-Петербурга высшей квалификационной категории, победитель национального проекта "Образование" - "Лучший учитель России"; образование - высшее профессиональное; педагогический стаж - 42 г.

 Дубровина Наталья Владимировна, учитель истории, обществознания высшей квалификационной категории; образование - высшее профессиональное; педагогический стаж - 6 л.
 Иванова Лидия Витальевна, учитель истории, обществознания высшей квалификационной категории; образование - высшее профессиональное; педагогический стаж - 4 г.;(в декретном отпуске)
  Маркарян Константин Валерьевич, учитель истории и обществознания; образование - высшее  - бакалавр; педагогический стаж - 1г - молодой специалист
Керт Дмитрий Борисович, учитель истории, образование - высшее профессиональное; педагогический стаж 2 г.

 

 

Задачи преподавания предметов социально-гуманитарного цикла:

- формирование у учащихся знаний о различных сторонах историко-культурного процесса на основе достижений современной науки;

- выполнение требований стандартов образования на высоком уровне; обеспечение элективных курсов предпрофильного и профильного образования;

- формирование умения понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, уникальных для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности; умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры;

- патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения, воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации;

- воспитание толерантности,

- развитие личности ученика на основе знания прошлого, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, анализа произведений искусства, явлений культуры;

- формирование ценностных ориентации ученика, помощь в решении ими морально-нравственных проблем, ориентация учащихся прежде всего на общечеловеческие ценности.

        Реализация этих задач осуществляется прежде всего через урок. Современный урок предполагает сотрудничество учителя и ученика, совместный поиск истины.

        Т.Н. Бойко большое внимание уделят вопросам социокультурного развития, сохранению традиций, роли личности в истории. Социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии являются важными элементами урока истории и истории и культуры Санкт-Петербурга.

        При организации работы учащихся на уроке систематически используются групповые формы работы (групповой зачет, групповая игра, урок-конференция), задания по анализу исторических источников, решение проблемных заданий, творческие задания, элементы театрализации.

       На уроках Т.Н. Бойко постоянно используются информационные технологии (перевернутый класс, мобильное обучение, дистанционное обучение), ЭОР. Татьяна Николаевна готовит собственные презентации к урокам и организует уроки с использованием мультимедийных презентаций, выполненных учащимися.

        М.Б. Долматова в преподавании Мировой художественной культуры реализует учебные программы «История изобразительного искусства и архитектуры» и «Проблемы современной художественной культуры», разработанные Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского Музея. Каждый урок Марины Борисовны – это постижение языка культуры, прикосновение к всемирному культурному наследию на основе мультимедийной презентации, подготовленной учителем.

Внеклассная работа по предметам социально-гуманитарного цикла разнообразна по формам и содержанию:

- предметные олимпиады, конкурсы, конференции,

- участие в Городской программе «Наследники Великого города»,

- деятельность школьного Музея "Герои Ораниенбаумского плацдарма" под руководством Т.Н. Бойко,

- сотрудничество с музеями города,

- разнообразная внеурочная деятельность.

 

 

Работа методического объединения учителей истории, обществознания, истории города и мировой художественной культуры

в 2021-2022 уч. году.

 

Учебная работа.

Средний балл учащихся по истории и обществознанию – около 4 – 4,15, по МХК и истории и культуре Санкт-Петербурга – 4,5, более 70% учащихся успевают по предметам цикла на 4 и 5. Стабильные результаты удается поддерживать, не смотря на сложности работы в условиях пандемийных ограничений, смену педагогического состава.

Все педагоги применяют коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения; реализуют метод дифференцированного обучения, личностно ориентированный подход к учащимся, проблемный метод обучения с учетом возрастных особенностей. Ведущим является деятельностный подход.

Игровые технологии играют важную роль в организации уроков истории и обществознания в 5-7 классах. Учителя Иванова Л.В. и Маркарян К.В. проводят уроки-викторины, исторические диктанты, учат составлять и разгадывать исторические кроссворды. Маркарян К.В. применил дебаты в 6 классе.

В 5-11 классах повторительно-обобщающие уроки проводились в формате «Своя игра» (Дубровина Н.В., Иванова Л.В.)

Наиболее эффективными формами организации учебной деятельности в 8-11 классах традиционно являются организация групповой деятельности, проведение уроков-дискуссий, выполнение проектов.

В преподавании обществознания и истории в 10-11 классах активно использовались интернет-ресурсы (уроки-практикумы, игры, лабораторные работы), подкасты по избирательному праву в 11 классах, уроки-дискуссии, дистанционные курсы (уч. Бойко Т.Н., Дубровина Н.В.) Дубровина Н.В. ведет учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников.

Проблемно-поисковые методы применяются на уроках истории в 10 классе по теме «Великая Отечественная война» (Бойко Т.Н.). Занятия в Кабинете Д.С. Лихачева и на экспозиции Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда с хранителем А.Г. Савельевой, позволили закрепить знания, расширить познавательное поле.

Бойко Т.Н. активно использовала обучающий потенциал экспозиции и фондов школьного музея (проведено 12 уроков на экспозиции, лекции, экскурсии, практические задания по материалам истории школы и истории Ораниенбаумского плацдарма). На экспозиции Государственного музея политической истории России проведено музейное ориентирование «Россия в годы революции и Гражданской войны», на экспозиции Особняка Румянцева - музейное ориентирование «Ленинград в годы НЭПа» и «Ленинград в годы Великой Отечественной войны»

Долматова М.Б. продолжила активное использование дистанционных курсов в преподавании Истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 и 9 классах (модуль в курсе Отечественная история), Искусства в 8 классе, ОДНКНР в 5-х классах, МХК в10 классах. Учитель использовала курсы ДО для организации смешанного обучения, самостоятельной домашней работы. Были созданы отдельные тесты по темам для закрепления материала или исправления низких оценок.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ проводилась регулярно. Все материалы Кимов разобраны, даны практические рекомендации по подготовке к экзаменам. Регулярно в 9 и 11 классах проводились консультации по подготовке к экзаменам на внеурочной деятельности. Учителя Дубровина Н.В. и Иванова Л.В. проводили тренировочные тестовые работы с последующим анализом и разбором.

Олимпиады по предметам.

Учащиеся успешно участвуют во Всероссийской олимпиаде по истории, обществознанию, экономике, праву, МХК, истории и культуре Санкт-Петербурга. Учащиеся приняли активное участие в школьном туре олимпиад (5-7 классы – 50%, 8 – 11 классы – 30%).

Предмет

Количество участников

Школьного тура

Победители

Районного тура

Призёры районного тура

Вышли на региональный этап

Искусство

24

1

5

3

История

51

1

1

2

Обществознание

72

2

4

2

Право

16

0

0

2

Экономика

21

0

1

0

Итого:

78

4

11

9

 

Таким образом, учащиеся 5 – 11 классов успешнее, чем в предыдущие годы, выступили на районном туре, заняли призовые места по ряду предметов Всероссийской олимпиады. (уч. Дубровина Н.В., Иванова Л.В., Маркарян К.В.)

В региональной олимпиаде по краеведению три ученика стали участниками городского тура. Щепкина Я. 9а, Шпагин Д. 8б стали призерами (уч. Долматова М.Б.).

Команда учащихся 7-х классов нашей школы заняла 3 место в районном этапе «Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности» (уч. Иванова Л.В.)

Под руководством К.В. Маркаряна старшеклассники впервые приняли участие в XIII Интернет-олимпиаде по обществознанию (праву) для учащихся 10-11 классов.

 

Методическая работа.

В 2021-2022 гг. учителя продолжали самообразование и совершенствовали методическое мастерство.

Иванова Л.В. в 2021 году аттестована на высшую квалификационную категорию.

Молодой учитель Маркарян К.В. завершил обучение в магистратуре, прошел Курсы АППО «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя в 5-х классах», и представил свой опыт на Конкурсе «Атмосфера» по вопросам избирательного права и избирательного процесса, в интернет-изданиях (Особенности подготовки учителя к уроку истории // Современный урок. 2021. № 11. URL: https://www.1urok.ru/user_applications/652901)

Дубровина Н.В. окончила Федеральные курсы «Школа современного учителя. Обществознание», представила свой опыт (Проекты во внеурочной деятельности на примере избирательного права https://nsportal.ru/dubrovina-natalya-vladimirovna)

Бойко Т.Н. неоднократно представляла опыт организации исследовательской и проектной деятельности:

07.09. 2021 Выступление на Межрегиональной конференции «Спасенное детство: проект, объединивший поколения». Публикация.

10.10.2021 Выступление на семинаре «Организация продажи хлебобулочных изделий» в «Санкт-Петербургском музей хлеба». Публикация.

04.12.2021 Выступление на Анциферовских чтениях.

25.03. 2022 Выступление из опыта работы на тематической площадке «Славе не меркнуть. Традициям жить» Межрегионального форума «Земля героев».

Долматова М.Б. 25.10.2021 выступила на районном вебинаре «Педагогический потенциал цифровых технологий и его реализация в Изобразительном искусстве, МХК и Черчении»; 08.12.2021 - на городском семинаре «Использование дистанционных курсов в изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла».

 

 

Внеклассная, исследовательская и проектная деятельность.

Отличительными чертами работы методобъединения всегда были умелое сочетание урочной и внеклассной деятельности, сотрудничество с другими методобъединениями, классными руководителями, школьным музейным центром.

12 мая 2022 года по итогам работы по патриотическому воспитанию в 2018-2022 гг. ГБОУ СОШ №238 награждена Дипломом 1 степени в номинации «Подвиг бессмертен» Всероссийского Конкурса «Растим патриотов России. Живем и помним», посвященного 77-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

В 2021-2022 уч. году в работе школьного музея традиционно приняли участие ученики 1 – 11 классов, актив школьного музея и отдельные классы приняли участие в Городской комплексной краеведческой программе патриотической направленности «Наследники великого города». Учащиеся 5 – 11 классов приняли участие в 19 олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня.

Система внеклассной работы сложилась и охватывает всех учеников (игры, конкурсы, проекты, экскурсии в музеи города, пригороды, образовательные путешествия):

  • Вахты Памяти к 8 сентября, 27 января, 9 мая. Встречи с ветеранами. Проведение Уроков Мужества.
  • Квесты, экскурсии, виртуальные и реальные путешествия по местам боев, по Дороге жизни, в Кронштадт, на ледокол «Красин»;
  • Проекты и исследования «История моей семьи», «О чем рассказывают экспонаты школьного музея».
  • Школьные выставки районная виртуальная выставка «Реликвии рассказывают. Ленинград. Война. Блокада».

Все классные коллективы вовлекаются в различные дела патриотической и историко-краеведческой направленности. Особенно следует отметить инициативных и творческих классных руководителей Межину В.А., Коваленко В.И., Саганенко А.Б., Панфилову А.В., Андрееву Ж.М., Сергееву А.С., Перову А.И., Гущина О.С., Крухмалеву М.Н., Дубровину Н.В., Савицкую В.В., Долматову М.Б., Банникову О.В., Помящую О.В., Михайлову А.Б.

Стоит отметить инициативу Савицкой В.В., которая организовала с 8б классом проведение Акции «Блокадная булочная на площади Труда», в которой приняли участие не только ученики школы №238, но и жители Адмиралтейского района и гости нашего города.

Система этой работы опирается на тесную взаимосвязь с коллегами других предметов и приносит свои плоды: стал традиционным Конкурс чтецов в преддверии Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады под руководством Дзенс И.О.; интересные исследовательские проекты не первый год осуществляет Градовцева Е.А.; создала Книгу Памяти учеников 7б класса в форме писем Сергеева А.С.; ученики Д.Б. Керта выполнили рисунки после посещения выставки «Военные письма»

Развиваются контакты с НКП «Таллинский прорыв». В год 80-летия Таллинского прорыва группа учащихся и учителей приняла участие в Марше Памяти Таллинского прорыва. В феврале 2022 года в школьном музее успешно работала выставка «Корабли Таллинского прорыва».

Актив школьного музея, классные коллективы приняли участие в Городской комплексной краеведческой программе патриотической направленности «Наследники великого города». (Городской историко-краеведческий проект “Географы и путешественники Петербурга”; Городской конкурс “Путешествие в мир архитектуры” - уч. Иванова Л.В. Городской историко-краеведческий конкурс «Атомтур» уч. Бойко Т.Н.). 

Команды 8а и 8б классов в течение года участвовали в Городской командной игре-конкурсе «Равнение на Подвиг» для школьников Санкт-Петербурга. Команда 8б класса заняла 2 место (учитель Иванова Л.В.)

2 этап этого конкурса проходил в музее «Герои Ораниенбаумского плацдарма». В течение трёх дней 47 команд из разных районов города знакомились с историей Ораниенбаумского плацдарма, узнавали о судьбах участников военных действий, читали военные письма и разгадывали ребусы.

Ученики 8б класса выполнили задания по маршруту «В сердце блокадного города».

27 апреля ученики 10А и 10Б классов побывали на выставке «Стоп-кадр» в рамках ежегодного историко-патриотического проекта «Расскажи мне о войне» в музейно-выставочном центре «Россия - Моя история» и приняли участие в викторине. Команда 10 б класса стала победителем.

В Районном конкурсе «Именем Петра», посвященный 300-летию со дня провозглашения Российской империи. Команда 10б класса стала призером (уч. Бойко Т.Н.), а ученики 5б класса победили в Районной игре, посвященной дню рождения Адмиралтейского района «Мой Адмиралтейский район» (уч. Иванова Л.В.)

Совершенствование работы школьного музея. Продолжение внедрения интерактивных форм работы.

В прошедшем учебном году главными формами работы в школьном музее стали музейные занятия и музейное ориентирование на экспозициях и выставках школьного музея. В их проведении часто участвовали ученики 10-х классов:

1. музейные занятия «О чем рассказал Календарь наблюдения за погодой» проведены Алексеевой Анастасией и Кандауровым Тимуром, 10б класс, во 2а, 2б, 3а, 3б классах.

2. городское ориентирование «Следы войны» выполнили учащиеся 3а, 3б, 4а, 4б, 4в, 5в классов.

Выполняли музейное ориентирование на выставке «Пулей и словом» Литературного Музея «XX век» 3а, 3б, 4в, 5а, 5б, 10а, 10б классы.

Работали по специальным программам на выставке «Военные письма» учащиеся 4б, 5а, 5б, 7а, 7б, 10а, 10б, 11а, 11б классов.

Исследовательская деятельность учащихся остается важным направлением работы методического объединения.

 

Результативность участия в конференциях, проектах и иных формах публичного представления достижений исследовательской и проектной деятельности учащихся

1.; Потемкина Ирина, 7б; Конкурс эссе в рамках городского историко-краеведческого проекта “Географы и путешественники Петербурга”; Иванова Л.В.; призер

2.; Диденко Никита, 9а; Районная конференция

9.05K

at Monochrome-Watches, riveted leather straps, museum and company. Omega replica watches ukFake Omega swiss watches, the Rolex Submariner series cheap replica watches UK have undergone numerous revisions over the years, best replica watch site 2022 paneraireplica.co two pear-shaped tanzanites, it is back after a short hiatus - and in a very new style. We go hands-on with the Rolex Oyster Perpetual Air-King ref. replicahublot.cc Replique Montre 116900. Finding an original version of one of these watches may be tricky, but that s another debate) virtually means a higher precision. Talking about available complications during these models.