Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №238 

с углубленным изучением английского языка 

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

МО русского языка и литературы

В состав МО входят: 

 

Дзенс Ирина Ольверовна   Дзенс Ирина Ольверовна, учитель высшей категории, председатель МО, победитель конкурса "Лучший учитель Санкт-Петербурга"
 Фельдшерова Валентина Олеговна   Емельянова Валентина Олеговна, учитель русского языка и литературы первой категории
Савицкая Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы первой категории
Перова Алена Игоревна, учитель русского языка и литературы, молодой специалист
Сергеева Анастасия Станиславовна, учитель русского языка и литературы, молодой специалист
Лютая Диана Викторовна, учитель русского языка и литературы, молодой специалист

 

      ДА БУДЕТ СВЕТ!

 Что хочется сказать, поздравляя всех нас с началом нового учебного года? А вот что: «Да будет СВЕТ!» Свет ученья – прежде всего. Да озарит он головы учителей и учеников школы № 238 в этом году! Метафорическая картинка отлично выражает суть педагогического процесса: мы - и дети, и взрослые, и наставники, и воспитанники - растем, мы растим, мы просвещаем и просвещаемся. На дворе новый сентябрь, а мы уже мечтаем о Просвещении (с большой буквы). А ПРОСВЕЩЕНИЕ и СВЕТ – слова однокоренные.

Минувший год оказался весьма урожайным на победы в конкурсах и достижения учеников.

Призёрами Всероссийского конкурса сочинений стали

Анастасия А. (9 б),

Александр П. (10 Б),

Ксения К. (7 б),

Софья Г. (6 А).

Научно-практическая конференция старшеклассников Адмиралтейского района «Лабиринты науки» принесла победу

Анастасии А. (9 Б) – секция проектов,

Сабине П. (10 А) – секция русского языка;

призёрами стали Екатерина Ч. (11 А) и Анастасия Б. (9 А)

-секция литературы

На XIV Всероссийской научно-практической конференции старшеклассников с международным участием «Молодые исследователи» завоевала уверенную победу Сабина П. (10 А). и стала призером Екатерина Ч. (11 А).

Сабина П. (10 А) - первая представительница нашей школы, которая участвовала во Всероссийской НПК «Многогранная Россия» (Гуманитарная секция), и этот дебют принес ей призовое место и позволил выйти на очный этап, где она достойно выступила на секции филологии с докладом по русскому языку «Неологизмы в поэзии Марины Хлебниковой».

Следует особо отметить, что все конференции в 2020-2021 году проводились в дистанционном формате и участники не только с высокой степенью самостоятельности выполнили серьезные научные исследования по сложным темам, выходящим за пределы школьной программы, но и быстро сориентировались в пространстве онлайн-конференций, сумели подготовить демонстрационные материалы и достойно ответить на все вопросы организаторов-ведущих и участников мероприятия.

От лица учителей русского языка и литературы благодарю названных ребят и ждем от всех, способных проявить свои таланты на олимпиадах, в научном и художественном творчестве, большой отдачи в новом году!

 

Больших успехов, как всегда, достигли наши ребята и в творческих конкурсах.
На районном этапе городского конкурса чтецов «Дети читают классику детям»
Диплом 1 степени в номинации «Лучшее исполнение поэтического текста» получили Мирослава Б., 10 А и Диана К., 6 А.

На конкурсе «Дети читают классику детям» в номинации «Лучшее исполнение поэтического текста» Дипломами 3 степени отмечена работа Сабины П., 10 А, в номинации «Классика будущего» - работы Нино Р., 5 Б, Софья Б., 8 Б.

Районный конкурс чтецов «Живое поэтическое слово» принес три призовых места: 1-е – Мирославе Б. (10 А) и два 3-ихАрзу А. и Наталье З. (9 А).

Великолепные прозаические работы представили на литературные конкурс «Творчество юных» Александр П. (10 А), получивший диплом 2 степени за яркий публицистический этюд, и Ева А. (8 А), завоевавшая решительную победу за рассказ о семье в годы Великой Отечественной войны.

Все эти и многие другие радостные вести и яркие события вспоминаются с удовольствием. И мы перебираем фотографии, воскрешая в памяти лучшие мгновения нашего прошлого, чтобы запланировать и «наколдовать» себе ничуть не менее заманчивое светлое будущее.

Здесь и Литературный маскарад 10-ых классов. и Литературное кафе 11-ых, и веселые литературные игры пятиклассников, и походы в театр В. Рецептера «Пушкинская школа» (постановка комедий «Недоросль» Д.И. Фонвизина и «Ревизор» Н.В. Гоголя, премьера по повести «Невский проспект»), а также в театр им. В.Ф. Комиссаржевской на спектакль «Обломов» по роману И.А. Гончарова.

Смотрите сами и впечатляйтесь, вдохновляйтесь и присоединяйтесь те, кто пока оставался в стороне!

Дзенс Ирина Ольверовна, председатель МО

Литературный маскарад 10 классов

 

 Герасим (Муму) Шерлок Холмс Шляпный болванщик
Мушкетеры Маленький Принц и Алиса в стране чудес литературный маскарад

 

Литературное кафе 11 класс

 

Разное
Литературная игра для  5 классов Литературный вояж для 6 классов Секция филологии на "Игнатьевских чтениях"

 

Неформальный отчет учителя

Валентины Владимировны Савицкой

2020-2021 учебный год, несмотря на ограничения, связанные с коронавирусной пандемией, выдался творческим и увлекательным.

В 1 четверти ученики школы приняли участие в 2 конкурсах чтецов (многие стали призерами), выполняли олимпиадные задания по русскому языку и литературе, учителя МО русского языка и литературы выполняли проверку олимпиадных работ, снимали, монтировали и готовили к отправке видеозаписи выступления учащихся и вместе с последними приступили к подготовке проектов по литературе.

         На осенних каникулах ученики 9А и 7Б класса вместе с учителем русского языка и литературы В. В. Савицкой посетили спектакль «Где нет зимы» по книге Дины Сабитовой, поставленный в Академическом малом драматическом театре Европы известным петербургским режиссером Я. Туминой. Спектакль вызвал неоднозначную реакцию, заставил говорить и даже спорить о сюжете книги, игре актеров, сценических приемах.

         Сразу после осенних каникул группа учеников 9А класса начала проходить историко-литературную экскурсию по Петроградской стороне. Отправной точкой стала площадь Льва Толстого, однако никто не знал, где рассказ закончится. К сожалению, из-за объема материала, а также достаточно холодных погодных условий половину маршрута пришлось оставить на конец года (прогулка была завершена 1 июня). 

Во 2 четверти ученицы 7Б Ксения Колкова и Евгения Порсева под руководством учителя русского языка и литературы В. В. Савицкой подготовили квест по району, от школы до Красного моста и обратно, посвященный Владимиру Набокову. Каждый ученик 7Б теперь точно знает, в каком доме на Большой Морской улице родился и жил до эмиграции талантливый русский писатель. Предновогодняя прогулка двумя группами, двигавшимися навстречу друг другу, прошла радостно и увлекательно.

27 января 2021 классный час 7Б класса, посвященный годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады, прошёл за чтением отрывков из дневников ленинградцев, переживавших блокаду. Чтение документальных источников произвело глубокое впечатление на учащихся. На столах горели греющие свечи, перед каждым был кусочек хлеба и фрагменты из дневников. В классе звучал метроном, а также голоса учеников и их учителя, читавших по очереди дневниковые записи. В ряду других голосов звучали и слова писателя Виктора Конецкого (из сборника рассказов и очерков "Кто смотрит на облака").

19 марта в школе прошёл День познания. На уроке, подготовленном учителем английского языка Л. А. Деевой при поддержке учителя русского языка и литературы В. В. Савицкой дети слушали аудиоверсию рассказа Уильяма Джейкобса «Обезьянья лапка» на английском языке и старались пересказать его по-русски, передав по возможности и содержание, и стиль оригинального текста. Для 7 класса это сложная задача, но ученики 7Б постарались с ней справиться, и многое получилось.

 

Еще одно значимое событие собрало учащихся 9А класса по окончании защиты проектов 9-ых классов в кабинете русского языка и литературы. Преподаватель риторики и актерского мастерства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, актриса Дарина Дружина провела мастер-класс ораторского мастерства и сценической речи. Первый час был посвящен изучению основных принципов дыхания для совершенствования речевого аппарата, затем у учащихся была возможность продекламировать любимые стихи и услышать мнение профессионала о расставленных смысловых акцентах и манере декламации. Судя по отзывам участников, подобное занятие необходимо будет повторить в следующем учебном году.

         17 апреля учащиеся 9А класса А. Ахмедова, М. Комракова и А. Корякина с учителем русского языка и литературы В. В. Савицкой посетили спектакль «Перья» в Упсала-цирке, рассказывающий о детских воспоминаниях, радостях и разочарованиях, о том, что каждый человек оставляет позади, становясь взрослым. Упсала-цирк также интересен своей социальной направленностью: в цирке учатся и выступают дети из неблагополучных семей либо с особенностями развития.

 

24 мая состоялась поездка 7Б класса в Царское село. Вместе с классным руководителем В. В. Савицкой ребята посетили Царскосельский лицей, услышали рассказ о лицейских годах А. С. Пушкина, увидели то, о чем так подробно читали на уроках литературы в 5-7 классах. Особенная атмосфера, царящая в весеннем цветущем городе и Екатерининском парке помогла восприятию не только внешней красоты этих мест, но и богатейшей культурной и литературной истории. Воспоминания о поездке, судя по отзывам, у ребят останутся самые восторженные.

 

НАШЕГО ПОЛКУ ПРИБЫЛО!

Впереди - неизведанное, интересное и сложное. И хочется верить, что мы откроем не только новые страницы книг, но и новых людей.

Невероятное обновление и пополнение в методическом объединении. Жизнь идет, и когда-то приходит время старшему поколению педагогов завершать свою профессиональную деятельность. На смену им приходит молодежь.

Три новых коллеги - молодые учительницы русского языка и литературы – начали работать в нашей школе 2021 году!

Зимой в школе появилась Анастасия Станиславовна Сергеевна, а с 1 сентября - еще два педагога-филолога – Алена Игоревна Перова и Диана Викторовна Лютая. Поскольку люди они интересные и новые, предоставим им возможность представиться и рассказать немного о себе.

 

Сергеева Анастасия Станиславовна,

учитель русского языка и литературы с 01.2021 года

Образование:

  • В 2015 г окончила школу с углубленным изучением английского языка, без репетиторской подготовки сдала ЕГЭ по русскому языку на 98 баллов, по английскому — на 90 баллов.
  • В 2019 г с отличием окончила программу бакалавриата ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль "Филологическое образование").
  • В 2021 г с отличием окончила магистерскую программу ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (профиль "Школьное образование").

Сфера профессиональных интересов:

  • неуспеваемость школьников;
  • педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • социальное проектирование в молодежной среде;
  • реализация федерального проекта "Цифровая образовательная среда";
  • исследование психологизма в литературных произведениях с целью духовно-нравственного воспитания школьников.

Личный сайт:

https://sites.google.com/view/sergeeva-as

Траектории профессионального развития:

  • прохождение аттестации педагогических работников на первую (в течение 2021 г) и высшую (в течение 2022-23 г) квалификационную категорию;
  • повышение квалификации по различным направлениям профессиональной деятельности;
  • участие в организации и проведении научного исследования по актуальным проблемам развития региональной системы образования в рамках задач педагогической лаборатории на базе ГБОУ СОШ №238 при поддержке ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена.

Впечатления от работы

Работа с подростками является неиссякаемым источником энергии и постоянных открытий. Не перестаю удивляться тому, какие открытые, талантливые, доброжелательные, целеустремленные, отзывчивые и глубокие ученики получают образование в нашей школе. Коллектив ГБОУ СОШ №238 — это группа людей, которые с удовольствием продолжают учиться сами и у своих учащихся. Несомненным достоинством также является качественно организованная работа администрации, методических объединений и всего педагогического состава с молодыми специалистами, а также неустанная забота и поддержка всех работников учреждения в любых ситуациях. Хочется отметить широкий спектр предоставляемых отделением дополнительного образования современных направлений развития творческих и коммуникативных способностей школьников, способствующих их профессиональному и личностному самоопределению. 238 школа с богатой 100-летней историей — это образовательное учреждение, в котором бережно сохраняются и приумножаются традиции и воспоминания о ставших всеобщей гордостью людях, обучавшихся и преподававших в ее стенах.

Перова Алена Игоревна

учитель русского языка и литературы школы № 238 с 1.09.2021 года

Меня зовут Алёна Игоревна Перова, я учитель русского языка и литературы, филолог. Закончила Удмуртский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, а также обучалась в Силезском университете (г.Катовице, Польша). Долгое время я занималась работой с одарёнными детьми, была куратором олимпиадного движения. Кроме языков и литературы увлекаюсь искусством, стараюсь наладить межпредметные связи между МХК и моими предметами. В школе 238 я начала свой путь с 5 и 6 класса. Очень надеюсь, что нам удастся поддерживать высокий уровень знаний по русской словесности и культуре. Первые впечатления об учебном процессе в этой школе очень хорошие, ребята настроены и нацелены на результат. Будем продолжать в том же духе.

Лютая Диана Викторовна

выпускница филологического факультета, магистрант института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (2021)

Думаю, все начинающие педагоги испытывают сходные ощущения: всё сложно, но очень интересно. Тем не менее, несмотря на ответственность, которую педагог несёт с самой первой встречи с детьми и которая поначалу нас страшит, сама профессия учителя полна творчества, незабываемых впечатлений и радости от работы. Именно поэтому я выбрала работу в школе, и, даже если у меня сейчас случаются какие-то трудности, я знаю, что меня всегда поддержат старшие коллеги, которые помогают лучше познать специфику работы учителя. Я надеюсь, что я смогу стать достойным педагогом и буду развиваться дальше вместе с коллективом 238 школы.

Несколько дней назад я провела свой первый урок. Радость, трепет, волнение — сколько разных эмоций наполняют тебя, когда звенит звонок, и ребята с интересом смотрят и ждут, что скажет их учитель. До сих пор не могу отойти от этого странного состояния, думаю, так ощущает себя каждый педагог, который в первый раз встречается с детьми, даже если он все годы учёбы в университете готовился к этому дню. Однозначно можно сказать одно: я выбрала верный путь. Конечно, первые дни проходят насыщенно, так как ты знакомишься с новыми обязанностями, пытаешься разобраться, как лучше вести уроки, какие задания и упражнения выбрать и тому подобное. Но, видя интерес в глазах детей, их поднятые руки, когда ты задаёшь им вопрос, их радость от ответа, и, что важно, чувствуя поддержку старших коллег, которые всегда помогут советом и направят тебя, ты понимаешь, что все трудности отступают и что работать учителем — это здорово! Я планирую и дальше следовать по этому пути, перенимать опыт коллег, превносить что-то своё, открывая детям мир русского языка и литературы.

 


Учителя-словесники школы в своей работе основываются на принципах единства образования и воспитания, урочной и внеклассной работы и традициях коллективной жизни. Кропотливая работа учителей на уроках дает ощутимый результат: традиционно выпускники получают высокие оценки на Едином Государственном экзамене. 

ТВОРЧЕСКИЙ ОЧЕРК УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Глава 1. ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ

2018 год. Необычайный для нашей школы. Волнующий!Радостный!Для кого-то - ностальгический. Для кого-то – полный красок и бурных событий! Год 100-летнего Юбилея, который грядет. Ибо он – неизбежен. Школе 100 лет. Каковы успехи ребят. Которым сегодня от 7 до 17 лет? Ребят, которые представляют ЛИЦО ВЕКА и ЛИЦО ШКОЛЫ?

Перелистаем лучшие страницы прошлого учебного года…Помечтаем о будущем. И возьмемся вдохновенно за новые проекты, воплотим тайные замыслы, достигнем новых вершин.

Итак, начнем!

Традиционно – и это очень здорово – отстояли честь родной школы и достойно выступили на научно-исследовательской конференции Адмиралтейского района в 2018 году ученики 9-11 классов.

Победители и призеры "Лабиринтов науки"

Посмотрите на эти довольные лица докладчиков и ведущих секцию педагогов, иу вас не останется сомнений, что интеллектуальной наслаждение не сравнимо ни с чем!

 

 

Хорошая новость: в 2018-19 году конференция «Лабиринты науки» получила статус городской.

А это значит, что ученики под руководством своих опытных наставников могут выйти на более высокий уровень достижений!

Ведь опыт успешного выступления на Городских конференциях у нас есть! Победители районной конференции Анастасия М. и Евгения Б. Были приглашены к участию в Городской конференции «Молодые исследователи» и блестяще представили свои работы в 11 гимназии Василеосотровского района, где проходили слушания.

Секция литературы на Игнатьевских чтениях 2018 года собиралась в совершенно особенном месте – в недавно открывшемся зале Д.С. Лихачева. Там стоит огромный рабочий стол ученого, за которым он писал свои научные работы, на столе – письменный прибор, рядом – старинная печатная машинка. Подлинные вещи знаменитого Академика и Большого Человека! Сама атмосфера предрасполагает к академическим штудиям и серьезности исследовательского и слушательского труда. 

Полки библиотеки пока пусты. Но книги обязательно займут на них свое достойное место, когда будут перенесены сюда из хранилища. А сейчас такое впечатление, что это не пустоты на стеллажах. А просто еще не реализованные замыслы автора. Они вдохновляют писать и нас!

Выступление участников конференции. Апрель 2018. Зал Д.С. Лихачева

ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Удивительный проект, реализованный силами учащихся школ Адмиралтейского района и научными сотрудниками Центрального государственного архива литературы и искусства, что находится на улице Шпалерной в маленьком флигельке.  Казалось бы.,архив – это ветхая древность,  пыльные документы. Но, когда ученики 10-ых классов пришли туда 1 сентября 2017 года, их встретили не занудные интравертированные служители Клио, а веселый молодой коллектив хранителей культурных ценностей прошлого. А что без прошлого настоящее? Оно не ясно, не полно, оно полуживое. Найти свои корни, знать, чем жили деды и прадеды – значит понять и себя самих, осознать, что и почему мы наследуем. История каждой семьи – это часть общей истории народа и страны.

Инициатива школы горячо была подхвачена директором архива, и ребята начали добывать материал для сочинений: кто-то разузнал о наградах прадедушки, кто-то нашел в семейном архиве раритетные похвальные грамоты и письма на фронт, написанные рукой маленькой тогда бабушки, кто-то бережно разбирал строки газетных вырезок из статей, где хорошие слова были сказаны о его предках. А некоторые, поговорив с мамой, впервые узнали, что старенький кувшинчик  и древний сундучок с приданым – почти музейные экспонаты, потому что им уже более 100 лет.

А истории вещей и документов – это подлинные истории жизни близких нам людей. Так начинается Родина – со знания родного, с понимания того. Чем мы гордимся в прошлом, какими людьми были те, без кого нас не было бы на белом свете!

Завершился проект пресс-конференцией в ЦГАЛИ в мае 2018 года,где развернулся умный, глубокий диалог взрослых и детей о связи прошлого с настоящим.Все работы учеников нашей школы вошли в Большую Книгу Сочинений, которая бережно хранится и будет доступна для чтения в дни юбилейный торжеств всем гостям школы.

Наши ПРОЕКТЫ 

Заметим, что все учителя-словесники имеют огромный опыт организации проектной работы. Это и мини-проекты на уроках, и большие проекты метапредметного характера. Вот лишь некоторые ихз них:

Театральный проект 6 А класса. «Перелетный страус».

Руководитель – Дина Геннадьевна Никулина

 

Все – от начала до конца – ребята делали сами: от создания сценария до эскизов и шитья костюмов и рисования декораций. Деятельностный подход в силе!

ПОЛЕЗНЫЕ И ВКУСНЫЕ УРОКИ

Приятные вести: уроки могут быть «вкусными» во всех смыслах. Рассказ В.П. Астафьева – о детстве, ответственности, совести, раскаянии и любви. Непростой рассказ. Психологический. Но нередко поговорим на уроке и потом забудем.

Но разве забудешь произведение писателя , если в финале разговора испек сам или съел вот такой чудо пряник-медвяник «конём»? Конечно, нет! А как сделан пряник – секрет для маленькой компании 6 класса А.

А то, что это шедевр, совершенно очевидно! Спасибо Дине Геннадьевне за просто гениальную методичекую идею!

 

Глава 2. ПО ВОЛНАМ МЕЧТЫ

Множество замыслов, проектов, уроков впереди. А чтобы не погрязнуть под горами книг и тетерадей, не прирасти навечно к компьютеру. Мы ходим на литературные прогулки. Вот, 7 Б уже побывал в саду усадьбы Г.Р. Державина и приглашает туда всех! Тем более что наша школа в 20 минутах пешком от этого волшебного места. Присоединяйтесь!

 

 

 

5363